Флешмоб #изоляция позапрошлого века

Флешмоб #изоляция позапрошлого века

25 марта музей Гетти в Калифорнии, где уже несколько недель держится режим карантина, предложил пользователям соцсетей сделать пародии на любимые картины. Флешмоб подхватили по всему миру. В России с хэштегом #изоляция ежедневно выкладывают в соцсети десятки фотографий. В Фейсбуке создана специальная группа, где можно опубликовать свои «живые картины».


Однако, развлечение это далеко не новое.


Многие богатые помещики в XVIII – первой половине XIX века имели свои крепостные театры. Один из самых известных – театр Николая Петровича Шереметева, где выступала Прасковья Жемчугова, ставшая женой графа.


У Рязанского помещика Григория Павловича Ржевского тоже была своя труппа – балетная. В его усадьбе в селе Исады для танцовщиц был построен отдельный дом. Содержать такое развлечение стоило больших денег и Ржевский был вынужден продать своих крепостных актрис.


На смену дорогостоящему удовольствию к середине XIX века приходит новое: живые картины. В этом развлечении принимали участие уже не крепостные актрисы, а хозяева и гости богатых домов. Для создания живых картин не требовалось ничего, кроме собственной фантазии, раскованности, артистизма и некоторого количества одежды, аксессуаров и другого реквизита. В ход шли вышедшие из моды платья из бабушкиных сундуков, шали, головные уборы, домашняя утварь.


Рязанские сливки общества тоже с удовольствием развлекались живыми картинами. Вот что пишет граф Михаил Дмитриевич Бутурлин о увеселениях в доме тогдашнего губернатора (с 1851 по 1858 год) Петра Петровича Новосильцева и его супруги Меропы Александровны:


«Приезд Новосильцевых в Рязань ознаменовался, как я уже говорил, бесп­рерывным рядом общественных увеселений. Одним из таковых были поста­новки живых картин в нанимаемом ими доме Колемина близ Вознесенской церкви. Великая мастерица была Меропа Александровна по этой части, да и в данном случае легко было ей блистательно выказаться по той причине, что редко где можно бы было встретить такой подбор истинных красавиц, какими гордилось тогда местное общество.

…………………………………………………………….

Четвертая комната (небольшой кабинет Меропы Александровны) была занята живой картиной, представлявшей аллегорический сюжет, соответствую­щий цели празднества. В этой картине фигурировали молодая княжна Мария Александровна Волконская (сестра вышепомянутого театрала), новобрачная Мария Петровна Колюбакина, одна (если не ошибаюсь) из двух дочерей москвича Александра Дмитриевича Ивинского и шестилетняя дочь Новосиль­цевых, София Петровна. Весьма кстати для постановки этой картины находился проездом в Рязани какой-то артист-гимназист из англичан.»*


Так что развлечение это не новое. Но в свете последних событий весьма актуальное.

Будьте здоровы, берегите себя и улыбайтесь, господа, улыбайтесь!




*Записки графа М. Д. Бутурлина. В 2-х томах. Издательства: Любимая книга, Русская усадьба, 2006 г.

© 2015 "Я ВАМ ПОКАЖУ!" Туристстко-образовательный проект

Аудиогиды "Я вам покажу"