Наследие русского Монте-Кристо, или Фон Дервизы на Рязанщине. Часть 1


Имя одного из крупнейших российских предпринимателей ХIХ века Павла Григорьевича фон Дервиза, строителя железных дорог и мецената, тесно связано с Рязанской областью. Наследие его рода на рязанской земле - две великолепнейшие постройки, жемчужины архитектуры, которые и сегодня притягивают туристов из разных городов. Речь идёт, конечно же, об усадьбе фон Дервизов в Кирицах и конезаводе в Старожилове.


Герб фон Дервизов

Как «чугунка» фон Дервизу золото принесла

Прежде чем говорить об усадьбах, расскажем об истории тех миллионов, на которые они были построены. Русский дворянин немецкого происхождения, Павел Григорьевич фон Дервиз (1826 – 1881) родился в семье со средним достатком: его отец был директором Гатчинского сиротского института. Однако талантливый, предприимчивый юноша страстно желал добиться большего, «выбиться в люди».


П. Г. фон Дервиз

Молодой человек получил блестящее юридическое образование, служил чиновником в Сенате, а во время Крымской войны состоял в военном ведомстве, снабжая российскую армию провиантом. В 1857-м, в возрасте 30 лет, Павел Григорьевич выходит в отставку и переезжает в Москву. Здесь он становится секретарём общества Московско-Саратовской железной дороги (впоследствии переименованной в Московско-Рязанскую), а затем – и членом правления этого общества.

Железные дороги в царской России начали прокладывать ещё в 30-40-е годы ХIХ века. Но поначалу финансирование шло из бюджетных средств, которых вечно не хватало, да и бюрократия на местах изрядно тормозила ход работ. Чтобы оживить и ускорить процесс, власти решили прибегнуть к концессии, то есть дать карт-бланш российским предпринимателям.

Вот тогда-то и наступил звёздный час для Павла Григорьевича, который смог проявить на этом поприще и свои организаторские способности, и таланты дельца. Первое железнодорожным предприятием фон Дервиза стала концессия на постройку железной дороги от Москвы до Саратова, полученная им вместе с другими предпринимателями в 1859 году. Правда, привлечённого на тот момент капитала хватило, чтобы довести пути лишь до Рязани.


Облигация общества Рязанско-Козловской железной дороги

Но зато спустя несколько лет Павел Григорьевич придумал и воплотил в жизнь схему с ценными бумагами, за счёт продажи которых удалось быстро привлечь иностранный капитал. Получив концессию на постройку Рязанско-Козловской железной дороги, фон Дервиз вместе с железнодорожным инженером фон Мекком успешно выполняет работу менее чем за 1,5 года - к сентябрю 1866 года. Каждый из партнёров заработал по три миллиона рублей - баснословные по тем временам деньги. К слову, линия Рязань – Козлов (Мичуринск), входящая в состав Юго-Восточной железной дороги, очень востребована и в наши дни...

Позже Павел Григорьевич занимался и строительством Курско-Киевской железной дороги, продолжая увеличивать своё состояние. Современники недаром называли его «русским Монте-Кристо». Мужчина объяснял свой успех удачным размещением акций компании, высокой доходностью дорог и пр. Но в одной из своих предсмертных записок признавался, что вращался в кругах воротил-казнокрадов, «только потому не попадающих на скамью подсудимых, что кому-то нужна их воровская деятельность». Так или иначе, за какие-то десять лет фон Дервиз нажил несметные богатства. А затем вокруг железнодорожных концессий стал возникать нездоровый

ажиотаж (многие желали так же, как он, заработать на строительстве «чугунки»), и Павел Григорьевич решил отойти от дел.

Увы, деньги не сделали фон Дервиза счастливым. Двое его сыновей, Владимир и Андрей, умерли в раннем возрасте от костного туберкулёза – малоизученной в то время болезни. Борясь за их жизни, миллионер вывез всю семью во Францию, на Лазурный берег, построил в Ницце роскошную виллу. Но даже европейские врачи оказались бессильны спасти детские жизни. В память о первенце фон Дервиз, щедрый меценат и благотворитель, пожертвовал средства на строительство в Москве детской больницы, названной по имени умершего сына - Владимирской.

Супружеская жизнь Павла Григорьевича тоже дала трещину: с 1874 года его жена Вера Николаевна с детьми жила отдельно. Фон Дервиз оставил им 1 миллион рублей и купил жене имение в Старожилове, а сам, обосновавшись за границей, проводил время с любовницами.


В. Н. Тиц

В 1881 году Павел Григорьевич скоропостижно скончался от сердечного приступа, не вынеся нового удара судьбы: от болезни спинного мозга умерла его единственная и любимая 16-летняя дочь Варвара. Огромное состояние Павла Григорьевича унаследовали супруга и два сына, Сергей и Павел.

#ПГфонДервиз #Старожилово #усадьба #железнаядорога #История #Персона #Старожиловскийрайон

Недавние посты
Архив
Мы в соцсетях

© 2015 "Я ВАМ ПОКАЖУ!" Туристстко-образовательный проект

Аудиогиды "Я вам покажу"