Отчет о поездке "Вода и дерево: две стихии Мещерского края" 11 июня

В воскресенье 11 июня у нас состоялась дебютная поездка по маршруту "Вода и дерево. Две стихии Мещерского края". Экскурсия получилась очень насыщенной (мы вернулись в Рязань почти в полночь). Первой точкой маршрута была заброшенная деревня, где сразу начались приключения. Мы разделились на тех, кто решил форсировать мокрый участок, пересекающий деревню, и тех, кто не стал мочить ноги. В итоге мы на время потеряли наших «водоплавающих». Они благополучно пересекли мокрый участок и оказались на другой стороне деревни. А мы остались обследовать старый, но еще крепкий деревянный дом. В доме стояла русская печь, была кое-какая утварь, старые газеты 80-х годов, фотографии. В таких местах особенно остро чувствуется ВРЕМЯ, тот самый миг между прошлым и будущим, словно застывший в душном и пыльном воздухе старого дома. Думаю, любители заброшек и разрушек меня поймут.

Закончив бродить в доме и окрестностям, мы собрались идти к нашему автобусу, но группа, которая ушла вглубь деревни через болотце, не отвечала на наши окрики. Связи конечно же не было. Искать людей в деревне, густо заросшей травой чуть ли не в человеческий рост, было сложно. К тому же оставался риск наступить на что-то или кого-то (что пугало больше всего). Мы уже начали переживать, что наших товарищей утащила в болота нежить. Но через некоторое время они все-таки отозвались и вышли к нам, наперебой рассказывая, ЧТО они видели в одном из заброшенных домов. Не иначе, как на дом панночки из «Вия» набрели.

После заброшенной деревни мы поехали через деревню Ветчаны, в которой когда-то жил и вдохновлялся А. И. Куприн, к мосту через реку Куршу. История этих мест непосредственно связана с рекой и куршаками – так называли местных жителей. По одной из легенд в здешних реках и болотах живут русалки (сирены, наяды, называйте, как хотите), которые плетут венки и развешивают их на деревья. Угадайте, что одна девушка из нашей группы случайно выловила из реки? Да, именно венок!

После речки Курши мы отправились в наличниковую деревню Норино, где нас встретила Наталья Левина, которая приезжает в деревню из Москвы и занимается благоустройством этих мест. Нас покормили простым, но сытным обедом. Особенно мне по душе пришелся потрясающе вкусный компот и ягоды жимолости, которые я пробовала первый раз в жизни. Для наших путешественников я придумала интересное развлечение. Они должны были по черно-белой фотографии наличника «опознать» дом, на котором он находится. Азарт пересилил усталость и все активно включились в поиски.

Успешно справившись с заданием и сделав миллион фотографий наличников, мы попрощались с Натальей и погрузились в автобус. Наш водитель Николай помчал нас к финальной точке маршрута: в село Китово Касимовского района. «Помчал» - это я погорячилась, конечно. Дороги в глубинке отвратительные, больше 30-40 километров ехать нельзя, иначе «прощай, подвеска». Народ уже заметно устал, притих, поник. Но вознаграждением за все мучения стало посещение деревянного, прекрасно сохранившегося храма, которого будто бы не коснулись события 20 века. В довершении всего нам разрешили залезть на колокольню, где у меня как на зло сел телефон и мне не удалось сфотографировать всю красоту, которую я там увидела. Благо с нами было несколько хороших фотографов, которые обязательно исправят это досадное недоразумение с помощью своих снимков.

На обратном пути мы смотрели фильм «Мелюзга», снятый по рассказу Куприна. Действие рассказа происходит в Курше. «В полутораста верстах от ближней железнодорожной станции, в стороне от всяких шоссейных и почтовых дорог, окруженная старинным сосновым Касимовским бором, затерялась деревня Большая Курша.» - так начинается этот мало известное произведение, рассказывающее об одиночестве души в провинциальном захолустье. Рассказ имеет глубокий философский смысл и вскрывает темы, как нельзя более актуальные для нашей страны в нынешнее время.

По дороге в Рязань нас сопровождала огромная красная луна и лежащий местами пушистый туман. Вернулись домой уже ночью.

Все фотографии можно посмотреть ЗДЕСЬ: https://vk.com/album-99154414_244458219

p.s. мы переосмыслили логистику маршрута и в следующей поездке оптимизируем наше путешествие. Кое-что добавим, а кое-что внесем в другой маршрут.